Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Пятница, 26.04.2024, 14:08
Приветствую Вас Гость
Главная » 2017 » Май » 6 » Куда пойдет нефть Казахстана?
12:24
Куда пойдет нефть Казахстана?
За последнее десятилетие республика удвоила добычу сырья, и разработка новых месторождений позволит стране существенно увеличить добычу к 2020 г. К слову, если еще 10-15 лет тому назад в республике добывалось около 20 млн. т нефти, то сейчас добыча составляет более 80 млн. т и в ближайшую «десятилетку» может возрасти до 140 млн. т нефти в год...
 
Китайское направление в приоритете
 
Прежде всего, отметим, что, по словам министра нефти и газа Казахстана Сауата Мынбаева, республика намерена увеличить экспорт нефти на рынки Китая и Евросоюза.
 
«Казахстан находится в центре между ключевыми рынками потребления нефти - ЕС и КНР. Возможны поставки и на другие дальние рынки с выходом на них через Черное море, по трубе БТД (Баку-Тбилиси-Джейхан), не говоря уже о рынках Афганистана и Узбекистана. Тем не менее, с точки зрения объемов экспорта, главные экспортные рынки для нас - это ЕС и Китай», - заявил министр на форуме в Астане.
 
Пока министерство планирует транзит нефти в Россию по трубопроводу Атырау-Самара в объеме 15 млн. т, а через Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) прогнозируется транспортировка 29 млн. т казахстанской нефти.
 
Отметим, что прорыва в этом направлении не произошло. Еще в конце 2009 г., вице-президент «Транснефти» Михаил Барков сообщил, что «принято окончательное и единогласное решение по инвестированию в расширение мощностей» КТК. Стоимость проекта составляет $4,5 млрд., а мощность системы увеличивается с нынешних 30 млн. т нефти до 67 млн. Сейчас министр Мынбаев сообщил, что проект расширения позволит транспортировать 52 млн. т нефти в 2015 г.
 
Зато планируется увеличить экспорт «черного золота» в Поднебесную с нынешних 11 млн. т до 20 млн. Резонно эксперты полагают, что в китайском направлении Казахстан составит конкуренцию России. Во-первых, Китай уже давно и с удовольствием дает миллиардные кредиты странам Центральной Азии под нефтегазовые проекты, а получает возврат кредита - газом и нефтью по демпинговым ценам. (В тот же Казахстан Пекин инвестировал около $15 млрд.). Во-вторых, у Казахстана есть существенное преимущество перед Россией - более короткое транспортное плечо при трубопроводных поставках.
 
Большая нефть под вопросом
 
По словам зампреда правления «КазМунайГаза» Данияра Берлибаева, республика планирует в будущем добывать до 125 млн. т нефти в год. «С началом промышленной разработки месторождения Кашаган Казахстан будет поставлять в акваторию Черного моря до 64 млн. т нефти в год. Для таких объемов потребуются мощности имеющихся в этом регионе трубопроводов: Баку-Супса, и Баку-Тбилиси-Джейхан, и железная дорога… Все будет зависеть от объемов добываемой нефти и от привлекательности условий транспортировки», - заявил г-н Берлибаев по окончанию форума KazEnergy.
 
Однако все эти замечательные перспективы начнут сбываться только тогда, когда в Казахстане в полную мощность заработает крупнейшее месторождение Кашаган, а вот с его запуском все идет не слишком гладко.
 
Напомним, месторождение Кашаган - одно из самых богатых месторождений в мире, открытых на сегодняшний день. По данным оператора проекта, общие нефтяные запасы составляют 38 млрд. баррелей или 6 млрд. т, из них извлекаемые - около 10 млрд. баррелей, т.е. 1 млрд. 660 млн. т нефти. По последним данным, промышленная добыча «большой нефти» на крупнейшем морском месторождении Казахстана - «Кашаган» - переносится с декабря 2012 г. на весну следующего года.
 
Надо отметить, что месторождению вообще не везет с момента его открытия более 10 лет назад. Напомним, что тогда был создан консорциум Agip KCO, который объединил Нацкомпанию «КазМунайГаз» (КМГ), ExxonMobil, Inpex Masela Ltd., Phillips, Shell и Total. Причем у отечественной компании «КазМунайГаз» был самый маленький процент акций из участников консорциума - 8,33%. Консорциум Agip KCO должен был приступить к промышленной разработке месторождения еще в 2005 г., затем перенесли сроки добычи нефти на 2007-2008 гг. Консорциум обязался выплатить Казахстану $150 млн. в качестве компенсации за отсрочку начала промышленного освоения месторождения. Однако в 2008 г. правительство Казахстана и Agip KCO перенесли начало промышленной добычи на месторождении Кашаган на осень 2012 г., а Agip KCO поменял название на North Caspian Operating Company (NCOC).
 
Соответственно, под новые объемы «черного золота» готовили нефтепроводы и Казахстанскую каспийскую систему транспортировки (ККСТ), которая включала нефтепровод Ескене-Курык и Транскаспийскую систему (терминал на казахстанском побережье Каспийского моря, танкеры и суда, терминал на азербайджанском побережье Каспийского моря и соединительные сооружения до нефтепровода «Баку-Тбилиси-Джейхан»). Однако в связи с постоянными отсрочками введения в промышленную эксплуатацию месторождения ККСТ будет востребована не раньше начала второй фазы освоения Кашагана, когда добыча нефти на месторождении дойдет до 750 тыс. баррелей в сутки. Но, как выяснилось на форуме KazEnergy, документы и проекты по стадии освоения второй фазы месторождения пока еще даже не поступали в правительство Казахстана.
 
По словам вице-министра нефти и газа РК Берика Толумбаева, «сейчас на повестке дня - дальнейшая стратегия развития первого этапа освоения Кашагана. Со следующего года ожидается начало добычи нефти в объеме порядка 13 млн. т в год и добычи газа в объеме 9 млрд. кубометров. Пока наше Министерство нефти и газа еще не приняло окончательного решения по стратегии развития месторождения».
 
Проект сопровождают скандалы
 
Еще одна проблема, которая может стать на пути успешного запуска месторождения Кашаган, это выход из проекта компании ConocoPhillips. (Сейчас доля казахстанской стороны в Северо-каспийском проекте составляет 16,81%. Такую же долю акций в проекте имеют итальянская Eni, британо-голландская Royal Dutch Shell, французская Total, американская Exxon Mobil. У ConocoPhillip - 8.40% и японской компании Inpex Holdings Inc - 7.56%). Впрочем, пока министерство нефти и газа Казахстана не получило письменной заявки на этот счет, но уже готовится к возможному повороту событий.
 
По словам министра Мынбаева, «У государства есть право первого отказа, т.н. приоритетное право приобретения. Есть приоритетное право покупки у действующих остальных акционеров. Если кто-то изъявит желание купить, наверное, купят». Глава «КазМунайГаза» Ляззат Киинов дипломатично заметил, что «нам это интересно».
 
Хотя официально никто не комментировал причины такого решения, тем не менее, эксперты считают, что возможным мотивом являются последствия глобального мирового кризиса. Но, возможно, что компания ConocoPhillips потеряла интерес к проекту, вокруг которого постоянно возникают скандалы. Так, весной этого года разразился крупный коррупционный скандал, когда итальянская газета Corriere della Serra сообщила, что миланская прокуратура подозревает сотрудников казахстанского представительства Eni в даче взятки объемом не менее $20 млн. местным чиновникам на первом этапе разработки Кашаганского месторождения.
 
Можно вспомнить и другой скандал прошлого года. Тогда в британской газете Daily Telegraph появился большой материал о том, что англо-голландский концерн Royal Dutch Shell закрывает свой каспийский офис и отзывает сотрудников. Причина - концерн не нашел понимание с правительством Казахстана по проекту основного этапа разработки Кашагана, который был меньшей стоимости, чем предыдущий.
 
Не так давно в прессе была озвучена информация, что ведущие иностранные участники Северо-каспийского проекта Royal Dutch Shell и американская корпорация Exxon Mobil выдвинули крайне жесткие условия перед официальной Астаной по дальнейшей разработке месторождения по т.н. фазе «полного освоения месторождения». Инвесторы добиваются увеличения сроков контракта на 20 лет до 2060 г. в связи с экономической целесообразностью.
 
Очевидно, что подобные скандалы и изменения в составе акционеров проекта способны нарушить баланс сил на энергетическом рынке и опять отодвинуть начало добычи «большой нефти» не неопределенный срок.
 
Так что опасения министра нефти и газа Казахстана Сауата Мынбаева о том, что «за пределами 2020 г. с учетом роста добычи может ожидаться некоторая нехватка мощностей», которую Казахстан намерен «закрыть» китайским и транскаспийским направлениями - преждевременны, нефть еще надо добыть, - пишет http://newsdiscover.net.
Просмотров: 383 | Добавил: cadxena1980 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Календарь
«  Май 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz